Приближающееся семидесятилетие Победы над нацизмом вместо всемирного праздника может стать поводом для очередной масштабной попытки переоценки роли нашей страны в этом событии.
С каждым годом всё громче звучат заявления о том, что решающее значение для разгрома гитлеровской Германии имели не действия советских войск, а наступление союзников на западе. Празднование юбилея их высадки в Нормандии привлекло значительно большее внимание мировых СМИ, нежели годовщины Сталинградской битвы или сражения на Курской дуге.
На северный берег Франции съехались лидеры ведущих стран. Пригласили даже ещё не вступившего в должность президента Украины Порошенко, хотя его соотечественники участвовали в событиях июня 1944 года в составе обороняющихся (значительную часть группировки вермахта, оборонявшей нормандские пляжи, составляли национальные, в том числе украинские, формирования).
Всё более активно в массовое сознание внедряется мысль о том, что сражения на советско-германском фронте были лишь эпизодом, причём, не самым важным, в войне с нацистами. Именно так выглядит картина, которую рисуют авторы издаваемых в США учебников истории. В них рассказу о том, что происходило на востоке Европы, уделено такое же внимание, как повествованиям об «эпохальной битве» при Монте-Кассино или боям под Бастонью. В топ-десятку «выдающихся деятелей Второй мировой войны», кочующей из одной американской книжки в другую, входят шесть граждан «самой демократичной державы мира» и по одному представителю Британии, Германии, Японии и СССР. Ведь любому должно быть ясно, кто волок на себе основную тяжесть «борьбы с силами тьмы».
И, ладно бы, такой аберрацией сознания страдали только американцы. В конце концов, какие могут быть вопросы к людям, не знающим даже собственной истории. Однако пересмотреть свою роль в событиях семидесятилетней давности и заодно пнуть Россию пытаются чуть ли не повсюду.
Прибалты чествуют легионеров «ваффен-СС» и гнобят советских ветеранов-«оккупантов»; поляки требуют от Москвы извинений за брошенных в беде восставших варшавян и уничтожение бандитов-«аковцев»; финны утверждают, что не были союзниками Гитлера, а воевали сами по себе за «несправедливо отнятую у них Карелию»; японцы обвиняют русских в вероломном нарушении пакта о нейтралитете; в бывших советских республиках переименовывают Великую Отечественную войну в «советско-германскую», сетуют, что их народы были втянуты в ненужное им противостояние двух «кровавых режимов» и переносят праздник Победы с 9 на 8 мая; венгры, румыны и итальянцы говорят о том, что их солдаты просто выполняли приказы и никаких зверств на советской земле не совершали, значит, приравнивать их к нацистам нельзя (мы – люди подневольные, куда послали, туда и пошли, нечего нас в этом упрекать). Ну, а о том, что вытворяют с историей новые власти в Киеве можно написать отдельную пухлую книгу.
Даже немцы потихоньку отстраиваются от собственного прошлого, считая, что все грехи они давно искупили и настало время для примирения потомков агрессоров и их жертв. Мол, войну затеяли фанатики-нацисты, а германский народ страдал от них даже больше других. И вот уже 22 июня в Берлине проводят разгульный и весёлый гей-парад, а бундестаг переносит заседание, посвящённое памяти жертв нацизма, с 27 на 30 января – день, когда Гитлер пришел к власти. По инициативе лютеранских организаций Германии в Волгоградской области на месте захоронения солдат вермахта начали возводить «часовню мира», которая должна стать символом примирения всех павших в той войне, ибо, во-первых, мертвым делить нечего, а во-вторых, и немцы, и русские «стали жертвами своих тоталитарных режимов».
Общий посыл возни, охватившей «цивилизованный мир», таков: Советский Союз принес народам Европы не свободу от нацизма, а новое рабство, от которого удалось избавиться только через сорок с лишним лет при активной помощи заокеанского «старшего брата». Так что русским следует отказаться от празднования Дня Победы, поскольку он свидетельствует о возрождении имперских амбиций. Вместо этого им надо начинать срочно приносить извинения всем, кого обидели в 1945-м.
Показательна в этом смысле история с принятием Генассамблеей ООН резолюции о борьбе с героизацией нацизма, которую Россия регулярно выносит на голосование. Если в прошлом году её поддержали 126 государств из 193, то в этом только 115. Да, это по-прежнему большинство, но нельзя игнорировать тот факт, что всего за год девять стран поменяли свою позицию. Коли так пойдет и дальше, совсем скоро резолюция, осуждающая (а вовсе не запрещающая) проявления неонацизма и экстремизма, уже не будет приниматься.
Справедливости ради стоит заметить, что большинство государств, её не поддержавших, не высказались и «против»: они либо воздержались (в основном это европейские страны), либо не участвовали в голосовании (страны Африки и Океании). Позиция, конечно, плюшевая, но, в общем-то, объяснимая.
Решительно же против, как и в предыдущие годы, выступили лишь три делегации. Зато какие. На этот раз кампанию традиционно не приемлющим резолюцию США и Канаде составили не «могучие монстры мировой политики», вроде Маршалловых островов (в 2012-м) и Палау (в 2013-м), а «незалежная и свидомая» Украина. При этом объяснения своей позиции у «протестантов» всё-таки разные. Если американцы и канадцы считают, что прославление нацизма и шествия поклонников бесноватого фюрера являются реализацией священного права на свободу слова и собраний, и на этом основании не могут ни осуждаться, ни запрещаться, то укро-дипломаты и в этом вопросе проявили свой фирменный русофобский подход. По заявлению заместителя постпреда Украины в ООН Цымбалюка, его страна, вообще-то, против нацизма и неонацизма, но вместе с ними надо осудить и другие тоталитарные идеологии. И пока сталинизм, жертвами которого стали миллионы украинцев, не будет приравнен к нацизму, Киев не сможет поддержать этот документ. Не знаю, как будет с остальным, но в подходах к истории Украина уже вполне успешно евроинтегрировалась, встав в один ряд с теми, кто требует от России покаяний и извинений.
Подобные призывы все чаще звучат и у нас. Запущенный ещё в годы горбачёвской «перестройки» вирус охаивания собственного прошлого породил десятки больших и малых мифов о Великой Отечественной. Среди них и «власовцы», боровшиеся за свободу России, и решающая роль штрафбатов в победе, и едва не реализованный план превентивного нападения СССР на Германию, и миллионы изнасилованных советскими солдатами немок, и влияние репрессий в РККА на неудачи начального периода войны, и детские диверсионные школы, где для заброски в тыл врага готовят малолетних уголовников-«сволочей», и бездарность советских полководцев, заваливших немцев трупами, и многое-многое другое.
Задача переформатирования представления о войне облегчается по мере ухода из жизни ветеранов – очевидцев тех событий. Видимо, сейчас заинтересованные лица решили прозондировать общественные настроения и узнать, насколько успешными были их усилия.
И вот уже в день годовщины снятия блокады Ленинграда телеканал «Дождь» пытается узнать у посетителей своего сайта, а не стоило ли сдать город немцам, чтобы сохранить тысячи жизней. Хотя после грандиозного скандала редакция удалила опрос и даже извинилась, более половины принявших в нем участие успели ответить утвердительно. На защиту права «Дождя» на подобные «шутки» встал Совет по правам человека при президенте, а гражданка Собчак заявила в ответ на претензии ветеранов, что «аморальных опросов не бывает».
В конце ноября эстафету у «Дождя» приняла радиостанция «Эхо Москвы», устроившая голосование на тему «Как бы вы отнеслись к изменению формулировки «Великая Отечественная война» на «Вторая мировая война»? Иными словами, не пора ли России присоединиться к общемировому тренду, перестав выпячивать какую-то свою особую роль в событиях 1941-1945 годов? Идею поддержали 44% опрошенных. Конечно, можно сделать скидку на специфичность аудитории «Эха», но цифра все равно впечатляет.
Усилия Запада и трудящихся в его интересах лиц с российским гражданством по изменению отношения общества к памяти о войне не пропали даром. Осталось ещё поднажать, и 9 Мая Россия вместе со всем цивилизованным миром будет благодарить США за освобождение и от нацизма, и от сталинизма, и от права на собственное мнение.
Виктор Димиулин
Источник: narpolit.ru