Можно ли считать нынешние отношения США и России «холодной войной 2.0» — об этом в понедельник спорили на парламентских слушаниях в Госдуме политики и эксперты. Замглавы МИД РФ Сергей Рябков призвал не питать иллюзий и готовиться к «десятилетиям» санкций и конфронтации.
Глава думского Комитета по международным делам Алексей Пушков считает, что можно говорить «о новом издании «холодной войны», причем «эмоциональный накал» с обеих сторон выше, чем был в отношениях между СССР и США. Контакты сохранились лишь по узкому кругу проблем вроде Ирака, Ирана или Сирии. Президенты двух стран не общаются. Ещё «до Украины» по инициативе Конгресса США прекратились и межпарламентские контакты. По словам г-на Пушкова, между двумя державами идёт и геополитический, и идеологический спор: «В США продолжается либеральная революция, а в России она сталкивается с консервативной контрреволюцией» (депутат не считает идеологическое содержание внутренней политики России «контрреволюцией»)…
Замглавы МИД Сергей Рябков подтвердил: отношения России и США «начало лихорадить» задолго до Украины, периодом «условной стабильности и некоторого восходящего хода» была разве что «перезагрузка» в 2008-2012 годах, при президенте Дмитрии Медведеве и во время первого срока Барака Обамы. Дипломат возложил вину за ухудшение отношений на США. «За формально декларируемой целью — добиться изменения политики в отношении Украины — просматривается задача формирование условий для смены власти в России»,- заявил он. Россия же, по его словам, смысла в «агрессивно-лексическом жанре не видит», «контакты не рубит», а её ответные меры «носят сбалансированный характер».
«Я не знаю, новое ли сейчас издание «холодной войны», но знаю одно: выходить из ситуации с американскими санкциями нам предстоит долгие годы, и глубоко неправы те, кто думает, что санкции — временное явление, что подует другой ветерок, и всё изменится»,- предупредил представитель МИД. «Мы не готовы идти на уступки США по принципиальным вопросам, но готовы искать баланс интересов где это возможно»,- заверил он. Рассчитывать на лоббистское влияние бизнеса, имеющего интересы в России, тоже не стоит: «Степень управляемости даже самых крупных компаний и их готовность следовать рекомендациям исполнительных структур гораздо выше, чем можно было бы ожидать.»
Директор Института США и Канады Сергей Рогов предостерег от иллюзий о том, что Америка вот-вот развалится. Госдолг США огромен — около 18 трлн. долларов, но и ВВП США примерно такой же, сказал академик РАН (ВВП России — 3 трлн. долларов), и есть развитые страны, где госдолг выше 100% ВВП. К тому же доллары по-прежнему считаются наиболее надежным способом вложения денег — их покупает весь мир, в том числе и россияне…
Дмитрий Тренин, директор Московского Центра Карнеги, назвал нынешнюю ситуацию «новым изданием самой жесткой конфронтации», которая возникла потому, что не удалось создать устраивающий мировых игроков новый порядок. При этом «ставки для России гораздо выше, чем для США»: конфронтация, в отличие от «холодной войны», носит «объемный характер». В США давно привыкли видеть в России «падающую державу», а в России многие ожидают быстрого краха США, и «в правящих кругах обеих стран нет даже взаимного уважения, чего не было в «холодной войне», когда стороны видели друг в друге достойного противника». «Этот психологический момент может иметь серьезные последствия, — опасается г-н Тренин. — Сужается до минимума пространство для нормального политического диалога, нет и общих правил игры, которые были во времена «холодной войны», а игра без правил — самый серьёзный источник угроз, и военной тоже». «Я вижу больше аналогий с периодом перед Первой мировой войной, чем с периодом после Второй мировой войны», — подытожил учёный.
Источник: news-nsk.com