Более 60 человек — политики, экономисты, журналисты и представители культуры — подписали письмо, в котором выступили против войны с Россией и за новую политику деэскалации в Европе.
Они обратились к федеральному правительству, депутатам бундестага и СМИ. Инициаторами письма стали бывший советник канцлера Хорст Тельчик (Horst Teltschik), бывший госсекретарь по безопасности Вальтер Штютцле (Walter Stützle) и бывший заместитель председателя Бундестага Антье Фолльмер (Antje Vollmer). «Нам нужен политический сигнал того, что справедливая критика в адрес российской политики в отношении Украины не приведет к тому, чтобы прогресс, который был достигнут в отношениях с Россией за последние 25 лет, сошел на нет», — говорит Тельчик по поводу мотивов к написанию обращения.
Среди подписавшихся под обращением — бывшие бургомистры Гамбурга и Берлина, Клаус фон Донаньи (Klaus von Dohnanyi) и Эберхард Дипген (Eberhard Diepgen), бывший премьер-министр федеральной земли Бранденбург Манфред Штольпе (Manfred Stolpe), бывший председатель СДПГ Ганс-Йохен Фогель (Hans-Jochen Vogel), бывший канцлер Герхард Шрёдер (Gerhard Schröder), бывший федеральный президент Роман Херцог (Roman Herzog) и актер Марио Адорф (Mario Adorf).
Текст обращения
Опять война в Европе? Не от нашего имени!
Никто не хочет войны. Но Северная Америка, Европейский союз и Россия сделают ее неизбежными, если немедленно не прекратят двигаться по полной опасностей спирали из взаимных угроз. Все европейцы, в том числе и Россия, сообща несут ответственность за мир и безопасность. Избежать заблуждений может только тот, кто не теряет этой цели из виду.
Конфликт на Украине показывает, что мания власти и господства по-прежнему не преодолена, на что все мы считали себя вправе надеяться в 1990 году, когда закончилась холодная война. Однако успехи политики разрядки и мирных революций сделали людей слишком ленивыми и неосторожными. Это в равной степени касается Востока и Запада. Американцы, европейцы и русские забыли о главном — о том, что надо навсегда изгнать из своих взаимоотношений мысли о войне. А иначе невозможно объяснить опасное, с точки зрения России, расширение Запада на Восток без одновременного углубления сотрудничества с Москвой, а также незаконную, с точки зрения международного права, аннексию Крыма Путиным.
В данный момент, когда возникла большая опасность для континента, Германия несет особенную ответственность за сохранение мира. Без готовности русских людей к примирению, без дальновидности Михаила Горбачева, без поддержки наших западных союзников и без предусмотрительности тогдашнего федерального правительства раскол Европы не удалось бы преодолеть. Мирное воссоединение Германии стало широким и разумным жестом со стороны держав-победительниц. Это было решение исторического масштаба. Преодоление раскола должно было вылиться в создание мирного и безопасного порядка на пространстве от Ванкувера до Владивостока, о чем все 35 глав государств и правительств стран-членов СБСЕ договорились в Парижской хартии для новой Европы, подписанной в ноябре 1990 года. На основании совместно определенных принципов и первых конкретных мер должен был быть построен «Общий европейский дом», в котором безопасность в одинаковой мере была бы гарантирована всем государствам-участникам. Этой цели, поставленной перед политикой послевоенного времени, не удалось добиться до сих пор. Людям в Европе вновь приходится испытывать страх.
Мы, подписанты, призываем федеральное правительство осознать свою ответственность за мир в Европе. Нам нужна новая европейская политика разрядки. Она будет возможна лишь на основе равной безопасности для всех и при наличии равноправных партнеров, уважающих друг друга.
Правительство Германии не идет по какому-то особому пути, продолжая в этой непростой ситуации призывать к благоразумию и диалогу с Россией. Потребность русских в безопасности настолько же законна, как и потребность в безопасности немцев, поляков, жителей балтийских стран и украинцев.
Мы не можем изгонять Россию из Европы. Это противоречило бы истории, было бы неразумно и опасно для мира. Со времен Венского конгресса 1814 года Россия относится к общепризнанным державам, определяющим облик Европы. Все, кто пытался изменить такое положение дел, терпели поражения в кровавых войнах — последней в этом списке стоит страдавшая манией величия гитлеровская Германия, предпринявшая в 1941 году попытку поработить, среди прочих, и Россию.
Мы обращаемся к депутатам немецкого Бундестага — политикам, получившим доверие народа, которые должны осознать серьезность ситуации и следить за тем, чтобы федеральное правительство соблюдало свои обязанности по сохранению мира. Люди, лишь создающие образы врага и в одностороннем порядке обвиняющие в чем-то других, усугубляют напряжение в то время, когда остро необходимы сигналы разрядки обстановки. «Включать в состав других» вместо «исключать других из состава» — вот каким должен быть лейтмотив немецких политиков.
Мы обращаемся ко всем средствам массовой информации, которые должны исполнять свои обязанности по беспристрастному освещению событий еще убедительнее, чем когда-либо ранее. В своих статьях и комментариях СМИ демонизируют целые народы, даже не пытаясь уважительно отзываться об их истории. Любой разбирающийся во внешней политике журналист поймет страх русских, который они испытывают с того момента, когда страны-члены НАТО в 2008 году пригласили Грузию и Украину вступить в ряды альянса. Дело не в Путине — главы государств приходят и уходят. Дело в Европе. Дело в том, что люди не должны вновь начать бояться войны. И в этом смысле ответственное освещение событий, в основе которого лежит солидное изучение ситуации, может сыграть очень важную роль.
Третьего октября 1990 года, в день воссоединения Германии, федеральный президент Рихард фон Вайцзеккер (Richard von Weizsäcker) сказал: «Холодная война окончена. Свобода и демократия скоро укоренятся во всех государствах… Теперь они могут укрепить и обезопасить свои взаимоотношения на институциональном уровне настолько, что из этого впервые может получиться единый порядок жизни и мира. Для народов Европы тем самым начинается принципиально новая глава в истории. Мы можем этого добиться, но можем и не добиться. Мы стоим перед ясной альтернативой: объединить Европу или вновь скатиться в болото националистического антагонизма — истории известны подобные печальные примеры».
До украинского конфликта мы, европейцы, считали, что идем правильным путем. Теперь же, спустя четверть века, предостережение Рихарда фон Вайцзеккера актуально, как никогда.
Источник: inosmi.ru