Интервью с бывшим директором израильской спецслужбы НАТИВ Яковом Кедми
В воскресенье 7 декабря израильская авиация обстреляла военные объекты на территории Сирии. По данным СМИ, удар был нанесен по складам вооружений. О ситуации на Ближнем Востоке и особенностях политики США в регионе и в мире «Лента.ру» поговорила с израильским экспертом Яковом Кедми.
«Основная проблема — всеядность американцев»
В воскресенье стало известно о налете израильской авиации на военные объекты в Сирии. С чем это может быть связано?
Это обычная операция тактического уровня. Подробностей я не знаю. Судя по всему, удары были нанесены по складским помещениям, где находились ракеты, предназначенные для ливанской шиитской группировки «Хизбалла». Вероятно, речь идет о ракетах класса «воздух-воздух» или «земля-море». Мы стараемся предотвратить попадание такого оружия в руки «Хизбаллы». Решили не гадать, попадет не попадет, а просто уничтожить.
Но «Хизбалла» сегодня не единственная проблема региона. Ситуация в различных частях Ближнего Востока и вообще в мире все чаще входит в военную колею. В Ираке и Сирии сформировались силы, которые в течение нескольких недель могут серьезно менять расклад в регионе. Я имею в виду «Исламское государство». Организация возникла буквально два года назад и за считаные недели захватила помимо сирийских территорий существенную часть Ирака. Чем объясняются успехи таких группировок?
Яков Кедми Кадр: видео YouTube
Как всегда подобные бандитские организации добиваются успеха, когда ситуация, с одной стороны, дестабилизируется, а с другой — власть становится неэффективной. «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ, позже переименовано в «Исламское государство» — прим. «Ленты.ру») — это часть «Аль-Каиды». Она возникла из-за неразумной политики тех, кто принимает решения и не видит долгосрочных результатов своей деятельности.
Первая основная проблема, которая породила ИГИЛ, — это всеядность американцев. Их всеядность впервые проявилась после Второй мировой войны, когда именно американцы пригрели бывших нацистов, включая эсэсовцев, работников гестапо, абвера, не обращая внимания ни на какие их преступления, потому что в США считали их полезными в борьбе со своим основным врагом. На тот момент таковым определили Советский Союз. Впоследствии американцы решили, что в борьбе с советской экспансией и с советским вторжением в Афганистан каждого бандита надо поддерживать, если тот готов выступить против СССР. Так родилась «Аль-Каида». Отличие «Аль-Каиды» от всех других — религиозный характер организации. Таким образом, американцы, не понимая, что они делают, и не совсем разбираясь в истории, вернули на мировую арену то, что, казалось бы, уже сошло — религиозные войны. Они воспользовались религиозной борьбой «Аль-Каиды» против СССР и поддержали ее.
Фото: Raqqa Media Center of the Islamic State group / AP Подразделения «Исламского государства» в сирийском городе Ракка
«Исламское государство» можно считать фракцией «Аль-Каиды»?
ИГИЛ отделился от «Аль-Каиды» два года назад в связи с внутренними разногласиями. Но, по сути, это та же самая организация. ИГИЛ начал с разрушения Ирака. Государство уже было развалено американцами. Ликвидировав жесткую диктаторскую власть Саддама Хусейна, они устроили такой хаос и привели к такому кровопролитию, которое не снилось ни при Саддаме, ни до, ни после него никому.
Вторую глупость американцы сделали, вступив в вооруженную борьбу за свержение президента Сирии Башара Асада. Его они решили свергнуть как союзника Ирана, как лидера страны, которую поддерживает Россия. Вашингтон как бы пошел на поводу у Саудовской Аравии и Катара, не понимая того, что Сирия — многонациональное, многоконфессиональное государство и может существовать только при авторитетной власти. Мало того, Сирия была единственной страной на Ближнем Востоке, в которой были запрещены религиозные политические партии. Она вывела религию и религиозную вражду с политического поля. Понятно, что они делали это традиционными для Ближнего Востока способами.
Поскольку часть суннитов Сирии хотела привести к власти так же, как и в Тунисе, мусульманских братьев, американцы поддержали борьбу мусульманских братьев против Асада и всех, кто был готов в это дело вмешаться. В том числе и «Аль-Каиду». И на протяжении двух лет ИГИЛ был союзником США в борьбе против режима Асада вместе с другими более умеренными относительно ИГИЛа организациями типа «Джебхат Ан-Нусра» или «Братьев-мусульман». В этой борьбе ИГИЛ набрался сил.
И оружия?
Третью ошибку американцы совершили с помощью европейцев, уничтожив в Ливии режим Муаммара Каддафи. Вместе с ним погибло государство Ливия, вместо которого теперь энное количество банд террором пытаются захватить власть. США не учли, что у Каддафи было огромное количество оружия. И это оружие растеклось по Африке и Ближнему Востоку. Проблемы в Нигерии, Чаде, Мавритании — это прямой результат уничтожения Ливии и ливийского режима. Оружие оттуда получил и ИГИЛ. То есть у них появились определенная территориальная база, захваченная в Сирии, и военная основа — оружие, доставшееся им при дележе наследства Каддафи. А также деньги, которые ИГИЛ получал от Катара как суннитская организация.
Увидев, что Ирак разваливается и власть неэффективна, игиловцы, учитывая, что руководитель организации Аль-Багдади — уроженец Ирака, решили сыграть на этом. Они пришли в Ирак, где не было власти, но было много нефти, где суннитское меньшинство недовольно властью. К ИГИЛ присоединились офицеры и генералы Саддама Хусейна, выброшенные американцами из армии после разгрома Хусейна. Мы их предупреждали и просили: оставьте армию, это единственная стабилизирующая сила — но они их выкинули.
Израильтяне просили сохранить армию Ирака?
Да, мы им советовали: оставьте армию, договоритесь с вождями суннитских племен. Купите их, потому что они за деньги и для того, чтобы спастись от преследований президента Ирака Нури Аль-Малики и шиитов, могут пойти на какой угодно союз. Американцы сначала не пошли на это, но потом согласились. Однако после ухода войск США Аль-Малики решил расправиться с суннитами и вождями их племен. И тогда они все перешли на сторону ИГИЛ.
Ирак — это тоже племенное государство, это Восток. В свое время король Египта Фарук сказал правильную вещь: «У арабов есть только одно государство — это Египет. Все остальное — это племена под национальными флагами». И если каждое племя будет завтра по тем или иным причинам поднимать «национальный» флаг, то мы получим хаос. То же самое, что было на территории Украины во время гражданской войны. Гуляй-поле, только на восточный лад и с религиозным фанатизмом, со стороны всех религиозных групп, которые в этом участвуют.
Фото: Вадим Гирда / AP Бои в Кобани на севере Сирии
Выкинув из армии офицеров и генералов, суннитов, создать полноценную новую иракскую армию, несмотря на бешеные деньги, американцы так и не смогли. Я знаком с иракской армией. Она была одной из сильнейших на Ближнем Востоке. Несколько раз мы с ней сталкивались — в 1948 году, в 1967-м, в 1973-м. В 1948-м мы так и не смогли взять те позиции, на которых стояли иракцы. В 1973 году из-за атаки двух иракских танковых дивизий мы прекратили наступление на Дамаск и военные действия на севере. То есть это была серьезная армия, с которой даже мы считались.
А за 8 лет пребывания в Ираке американцы не смогли создать никаких более-менее способных соединений (на бумаге численность иракской армии более полумиллиона человек!). Они не справились с 10 тысячами бандитов — малоорганизованных, но которые ни с чем не считаются.
Насколько все-таки ИГИЛ можно называть бандитами? Ведь это люди, так или иначе имеющие серьезную господдержку, участвующие в торговле нефтью?
Бандиты тоже могут торговать нефтью. Мафия — это преступное сообщество, потому что действует вне законного поля. И мафия тоже использует законные средства для своих преступных целей, для своей власти, покупая вполне легальные компании и отмывая через них деньги. ИГИЛ овладел нефтепромыслами и продает нефть. Он бы не смог этого делать, если бы никто нефть не покупал. Она идет через Турцию и реализуется в Турции, стране-союзнике США, члене НАТО. Но поскольку ИГИЛ продает дешевле, никто, даже американцы, не в силах прекратить эту торговлю и уничтожить нефтепромыслы. Вашингтон не способен предвидеть события, последствия своих действий, а потом справиться с хаосом. Именно США вывели Ближний Восток из того равновесия, в котором он был.
А может быть, так и надо, может, в этом изначальная задумка и была?
Я не думаю, что в этом была изначальная задумка. Какой смысл в том, что миллионы людей покидают свои дома, десятки, сотни тысяч погибают, экономика и государственная система разрушаются? Сегодня, например, в тех местах, где побывали американцы и где они привели к власти тем или иным образом другие силы во имя демократии, не осталось христиан — нет в Ираке христиан, — кроме тех, которых вырезали и похоронили. Соединенные Штаты все-таки христианская страна. Какой смысл в этом был?
Они просто не понимают, что они делают, не понимают законов тех мест, где они пытаются навести порядки, будь то Ближний Восток, Дальний Восток, Африка, Латинская Америка, Европа или та же Украина. Американское понимание ситуации за пределами США настолько безграмотно, настолько чудовищно, что американцы шаг за шагом усугубляют ситуацию. ИГИЛ — это результат той политики, которая началась в Афганистане.
Фото: Justice Department / AP Артур Рудольф — один из бывших нацистов, успешно работавших в США «Со времени уничтожения 6 миллионов евреев ничего не изменилось»
Моя реплика была к тому, что миллион трупов и беженцев просто никого не интересуют.
Это да. Если кто-то думает, что с того времени, когда уничтожали 6 миллионов евреев, до сегодняшнего дня ситуация в корне изменилась, то это не так. Тогда до этого не было никому дела, а меньше всего американцам и англичанам, и сегодня то же самое. И неважно, кого уничтожают. Ведь это госсекретарь США Мадлен Олбрайт запретила американским дипломатам поднимать вопрос об уничтожении тутси в Руанде. Это было ее указание. Потому что она сочла, что это вредит американским интересам. Она, дочь беженцев-евреев из Чехословакии, скрывавшихся от нацистских преследований, от геноцида, запретила выступать против геноцида! Я могу привести пример другого человека, к которому очень многие относятся с уважением, и я тоже уважаю его интеллект — Генри Киссинджер. Он сказал в беседе с президентом Ричардом Никсоном, что если завтра в СССР начнут загонять евреев в лагеря и уничтожать, Соединенные Штаты не должны вмешиваться, поскольку это «не наше дело». Это его запротоколированные слова. Это сказал один из самых выдающихся, если можно так выразиться, государственных деятелей свободного мира, Соединенных Штатов, сам беженец от нацизма.
Вот сейчас играют с радикальным исламом. На той же Украине мы можем говорить о каких-то заигрываниях с фашизмом.
Я бы не сказал, что это фашизм, это больше нацизм. Нацисты никогда не считали себя фашистами.
К чему могут привести эти заигрывания, это взращивание в отдельно взятой европейской стране подобных явлений?
В отдельно взятой европейской стране уже приходили к власти и фашисты, и нацисты. И Соединенные Штаты оказывали им поддержку в надежде на то, что они выступят против самого опасного врага — советского большевизма, не считаясь с тем, что происходит. Они вернулись к тому же после войны. То есть это приведет в первую очередь к потере контроля над ситуацией и к той жестокости и бесчеловечности, с которыми мы были знакомы в прошлом. Во имя демократии европейские страны и Соединенные Штаты закрывают глаза на явно недемократическую дискриминационную политику стран Балтии против русского меньшинства. Они закрывают глаза и закрывали в отношении Восточной Европы ко всем проявлениям возрождения или восхваления и возведения в национальных героев тех, кто воевал вместе с нацистами! Как в отношении Цукурса, которого мы ликвидировали за его преступления, — в Латвии он национальный герой, так и в отношения Шухевича и Бандеры сегодня на Украине.
Ни к чему хорошему это не приведет. К усилению демократии это не приведет, можно посмотреть, как бесчинствуют штурмовики «Правого сектора» на украинской территории. Они действуют точно так же, как действовали штурмовики СА в нацистской Германии. Только антиеврейскую направленность они пытаются затушевать. Но их антирусская направленность, антироссийская, не менее чудовищная и вульгарная, чем штурмовых отрядов Эрнста Рема (СА) в свое время против евреев. То есть те же самые события приведут к новому кровопролитию, к разрушению тех стран и той стабильности, в которой они относительно существовали. Посмотреть, во что сегодня превратилась Украина, — я не думаю, это то, что планировали, и то, что хотели те, кто год назад начинал этот процесс. То есть вопрос опять сводится к тому, что люди не понимают, в какие опасные игры они играют. То есть дали слабоумным детям управлять машинами на городских улицах.
Возможен ли реэкспорт нацизма в страны Западной Европы в том или ином виде?
Явления эти могут быть… Прийти к власти там очень трудно, потому что все-таки те демократические структуры, которые там есть, — в основе всегда превосходство закона над политической властью. То есть именно законность, пока она существует в Европе, будет предохранять. Но гарантировать это никто не может, потому что самая демократичная конституция была Веймарская. На смену ей пришел нацизм. Итальянская республика, сбросившая короля, после Первой мировой войны очень быстро скатилась к фашизму. Совершенно не исключается, что развитие событий, если оно будет сопровождаться экономическим упадком и катастрофой, может привести к власти самые низменные силы, и в Европе тоже.
Михаил Чернов
Источник: lenta.ru