Год назад государство объявило о ликвидации РИА Новости и создании ориентированного на иностранную аудиторию агентства «Россия сегодня». Что из этого получилось?
Утром 25 октября 2014 года огромный кран начал снимать с крыши здания на Зубовском бульваре в Москве синие буквы «РИА Новости». За демонтажем наблюдали бывшие сотрудники агентства, которые продолжают работать в этом здании, но уже в новой структуре — МИА «Россия сегодня». Международное информагентство было создано указом президента Владимира Путина на базе РИА Новости и радиостанции «Голос России» для освещения госполитики за рубежом. Новой вывески пока не появилось: городские власти отвергли несколько вариантов, предложенных руководством «России сегодня».
Начавшаяся год назад реорганизация продолжается. Посетители на входе в здание могут увидеть фото Светланы Миронюк — бывшего главного редактора агентства, уволенной в прошлом декабре. Изображение Миронюк появляется на большом экране на входе и сменяется фактами из истории РИА. Внутренний же двор уже завешен баннерами «России сегодня» и нового мультимедийного проекта МИА — «Спутника». Интерьера ребрендинг еще не коснулся, здесь все сохранилось примерно так, как было при прежнем руководстве. Но когда-то оживленная редакция экономического агентства «Прайм» теперь пустует, а в стеклянном ньюсруме с логотипом газеты «Московские новости» по-прежнему много новых людей: теперь там располагается редакция еще одного нового проекта «России сегодня» — «Украина.ру».
В ходе реорганизации были ликвидированы привилегии для сотрудников: отменены бесплатные языковые курсы и обеды, закрыты комната сна и танцевальная студия. На заднем дворе РИА в теплое время года устраивали небольшой скотный двор с петухом, курами, индюками и козами. Зверей сократили в первую очередь, шутит один из бывших сотрудников РИА: «Может, съели».
Главный редактор «России сегодня» Маргарита Симоньян объясняет это экономией: «Нельзя роскошествовать. Не очень понятно, почему сотрудники бюджетной организации должны пользоваться такими привилегиями фактически за счет налогоплательщиков».
Возвращение к АПН
Указ о ликвидации РИА Новости и ряда других государственных СМИ Путин подписал 9 декабря 2013 года. «О том, что РИА перестало существовать, я узнал из твиттера по пути на работу, — вспоминает Алексей Ковалев, бывший главный редактор проекта «ИноСМИ», входившего в РИА. — Для всех это было шоком, недели две мы пребывали в прострации». Однозначного объяснения произошедшего не было ни в агентстве, ни в медиаотрасли.
Руководитель администрации президента Сергей Иванов объяснил реформу необходимостью повысить эффективность государственных СМИ и снизить расходы на них: «Надо говорить правду, делать ее доступной максимальному числу людей, использовать для этого современный язык и самые совершенные технологии». Однако именно при Миронюк РИА Новости избавилось от шлейфа советского Агентства политических новостей (АПН) и стало современным СМИ со множеством мультимедийных проектов. Сэкономить государству тоже не удалось: бюджет «России сегодня» в 2015 году будет незначительно меньше предполагавшегося совместного бюджета РИА и «Голоса России» — 6,48 млрд рублей вместо 6,85 млрд (из которых бюджет РИА должен был составить 2,35 млрд рублей).
Один из бывших топ-менеджеров РИА рассказывает, что у Миронюк было много недоброжелателей, на нее постоянно сыпались жалобы. Только за 2013 год было несколько всплесков недовольства работой агентства, говорит он, один раз Миронюк даже пришлось летать на разговор к Путину в резиденцию в Сочи: «Тогда ей казалось, что она отбилась, и этот указ был для нее такой же неожиданностью, как и для всех».
В интервью «Дождю» сама Миронюк объяснила, что ликвидация РИА и создание «России сегодня» не были связаны напрямую с ней: «Это просто изменение ситуации в стране, целей государства. Сейчас нужен другой тип менеджеров». При Миронюк РИА Новости работало главным образом на российскую аудиторию и куда меньше, чем его предшественники — Совинформбюро и АПН, занималось вещанием за рубеж. Маргарита Симоньян, создавшая RT, телекомпанию с многомиллионным охватом по всему миру, уверена, что «если бы РИА, как и должно было, занималось международным вещанием и показывало в этом какие-то результаты, а «Голос России» работал в более современном формате, никакой реорганизации с ними не случилось бы».
Почему переориентация на Запад понадобилась именно сейчас? Один из бывших советников Миронюк объясняет, что возникла потребность в новом инструменте пропаганды: «Указ был элементом большого стратегического плана, который последовательно реализовывался с выборов 2012 года. Власть стремилась к наращиванию экономического и политического авторитета страны за рубежом — «Северный поток», «Южный поток», Олимпиада в Сочи, «Формула-1», чемпионат мира по футболу. Нужна была качественно новая подача образа России в мире».
Без РАПСИ, но с «Праймом»
Государственной пропагандой должны заниматься патриотично настроенные люди, заявил Владимир Путин, когда его спросили, не вредит ли имиджу России назначение Дмитрия Киселева на должность гендиректора «России сегодня». «Фанатичный телеведущий», «преданный сторонник Кремля», «главный российский пропагандист» — обычные характеристики Киселева в западных СМИ. Телеведущий с многолетним стажем, в 2008-м он был назначен заместителем гендиректора ВГТРК и на время исчез из медиапространства, однако в 2012 году, вскоре после президентских выборов, вернулся с авторской программой «Вести недели». Его выступления о сжигании сердец геев и превращении США в радиоактивный пепел разошлись на цитаты.
Маргарита Симоньян младше Киселева почти в два раза. С телеведущим она познакомилась, когда ей было 19, — Киселев вел занятия в школе журналистики «Интерньюс». Когда Симоньян было 25, ее, журналистку пула президента Путина, поставили во главе новой телекомпании Russia Today (ныне RT). За 10 лет RT разрослась до трех языковых каналов, в ближайшее время появятся еще два. Симоньян — протеже Алексея Громова, первого заместителя руководителя администрации президента, который был пресс-секретарем Путина, когда Симоньян работала в президентском пуле, рассказывают несколько сотрудников администрации президента. Источники Forbes говорят, что за реформой РИА и созданием «России сегодня» стоит именно Громов вместе со своим близким другом Михаилом Лесиным.
Роли в управлении «Россией сегодня» распределились обратно их должностям: главный редактор Симоньян в большей степени занимается менеджментом, хозяйственными и финансовыми вопросами, гендиректор Киселев — редакционной политикой. Один из проектов, которому он уделяет особое внимание, — ИноСМИ. «Это практически единственный источник информации о внешнем мире для руководства страны, гораздо более эффективный, чем служба мониторинга того же МИДа», — считает Ковалев.
Дела новому руководству передавала не Светлана Миронюк, а ее заместители. «Собственно от меня Дмитрию [Киселеву] ничего не понадобилось», — рассказывала «Дождю» Миронюк. При ликвидации РИА большую часть топ-менеджмента, работавшего с Миронюк, в новую структуру не позвали. «Как-то я пришел на работу, а там уже сидит новое начальство и говорит: «Мы не заинтересованы в сотрудничестве с вами», — рассказывает Ковалев. — В принципе, я этого ожидал».
Если не считать увольнения самой Миронюк, ликвидация РИА и «Голоса России» обошлась без громких публичных скандалов. «Мы ожидали худшего: ходили слухи о митингах, акциях протеста», — признается Симоньян. Возмущенные были, но, после того как Киселев встретился с сотрудниками РИА и пообещал реализовать новый проект «с минимальными потерями», они поутихли. «Ушли только самые принципиальные, остальные решили, что если и уходить, то с компенсацией, — рассказывает один из бывших сотрудников агентства. — Никакого коллективного духа в итоге не оказалось».
На ликвидацию РИА Новости и «Голоса России» указом Путина было отпущено три месяца. Государству было важно, чтобы РИА Новости качественно отработали Олимпиаду — у агентства был статус специального уполномоченного информагентства Игр. До и во время Олимпиады особых перестановок не было, а после — начались сокращения. Количество региональных корпунктов было сокращено с 69 до 19, и в них осталось работать по одному человеку. Симоньян и сотрудники бывшего РИА говорят, что увольнения шли по Трудовому кодексу: всем сокращенным работникам была выплачена компенсация. Оставшихся сотрудников приглашали в штат «России сегодня». Всего из 3600 человек, работавших в РИА и «Голосе России», в новое агентство перешли 2300.
Несмотря на обещание Киселева, руководство «России сегодня» отказалось и от некоторых сторонних проектов, входивших в группу РИА Новости: были заморожены сайт Digit.ru, писавший о технологиях и интернете, и городское СМИ «В Москве». Бумажная версия газеты «Московские новости» была закрыта, а затем и сам бренд продан правительству Москвы. «Бюджет, который у нас был, не позволил бы сохранить весь штат и при этом провести те перемены, которых мы хотели, — объясняет Симоньян. — Что касается проектов, то некоторые из них не были сохранены в силу их несоответствия нашим целям и задачам».
Агентство судебной информации РАПСИ, ставшее особенно заметным во время судов над оппозиционерами, в новую «Россию сегодня» также не было включено. РАПСИ было учреждено РИА Новости в 2009 году — одновременно с тремя высшими судами: Конституционным, Верховным и Высшим арбитражным (последние два были объединены в 2014 году). РАПСИ существовало как автономная организация и работало с учредителями по контрактам: РИА оно эксклюзивно поставляло новости из судов, судам — информационные бюллетени. После выхода указа о ликвидации РИА суды «взяли паузу» в сотрудничестве с РАПСИ, рассказывает гендиректор агентства Виталий Ушканов: «Эта пауза длится до сих пор». Затем и новое руководство «России сегодня» объявило, что не будет перезаключать контракт.
Контракт с РИА был основным источником дохода РАПСИ, сейчас же ему приходится искать финансирование самостоятельно. Частично ему помогает в этом Роспечать, есть и некоторые коммерческие контракты. Но ситуация тяжелая, зарплаты нередко задерживаются, рассказывают Forbes сотрудники. При этом РАПСИ продолжает занимать свое прежнее место в здании на Зубовском бульваре. «И мы очень благодарны руководству «России сегодня», что мы — теперь уже как арендаторы — сохранили доступ ко всем ресурсам, которые нам нужны для работы», — замечает Ушканов.
Одновременно с РАПСИ руководство «России сегодня» собиралось отказаться от еще одного проекта — экономического агентства «Прайм». ИТАР-ТАСС, уже владеющему 35% агентства, предложили выкупить остальные акции, однако, как рассказывает источник, близкий к совету директоров «Прайма», переговоры зашли в тупик. РИА Новости требовалось погасить кредит более чем на 100 млн рублей, взятый в 2011 году на покупку «Прайма». ИТАР-ТАСС покрывать этот долг не захотел. В итоге, как поясняет Симоньян, «Россия сегодня» решила «сохранить» «Прайм». Речь в данном случае идет, скорее, только о бренде, так как значительная часть редакции «Прайма» за год перешла уже в другие СМИ.
«Спутник» для иностранцев
Комментируя указ о ликвидации РИА, гендиректор ТАСС Сергей Михайлов в декабре 2013 года заявил, что России не нужно два государственных информагентства, дублирующих функции друг друга. Михайлов предполагал, что «Россия сегодня» полностью посвятит себя работе на зарубежную аудиторию, оставив российскую ИТАР-ТАСС. Однако Симоньян с Киселевым решили по-другому. «РИА Новости было и остается очень успешным брендом внутри России, убивать его было бы несусветной глупостью», — объясняет Симоньян. Штат и объем производимого РИА контента сократились (вместо нескольких десятков профильных лент осталось пять), однако в целом агентство продолжает работать как и прежде, производя контент для закрытой новостной ленты и сайта Ria.ru.
Показателями сайта Симоньян особенно довольна. Ria.ru теперь возглавляет Антон Анисимов, который ранее занимался испанским сайтом RT. За год аудитория Ria.ru выросла с 1 млн уникальных посетителей в день до 1,3 млн (данные LiveInternet, ноябрь 2013 — ноябрь 2014). Но качество новостей на сайте заметно снизилось, считает Ковалев: «Источники высасываются из пальца: если в заголовке цитируются некие «СМИ США», то это одна-единственная газета тиражом 20 000 экземпляров».
Если РИА продолжает работать на российскую аудиторию, то новый проект «России сегодня» «Спутник» был создан специально для работы на заграничную, как и говорилось в президентском указе. «Спутник» будет рассказывать в первую очередь о местных новостях и в этом смысле будет похож на RT, которую нередко упрекают в том, что США и Европе она посвящает больше времени, чем России. Но Симоньян убеждена: «Нет в мире такой аудитории, которая готова смотреть новости из России на английском языке каждый день. Мы хотим большую аудиторию, а большая аудитория хочет знать о себе. Более того, она хочет знать о себе то, что ей не рассказывают ее собственные СМИ».
Заграничные бюро в «Спутнике» называют хабами. По плану они будут открыты в 34 странах (из них только треть будет расположена в Европе), но пока есть 9, из них сайты — у четырех. Ожидается, что большинство хабов начнут работать в 2015 году. Иногда для их запуска используются ресурсы бюро РИА и «Голоса России», но в большинстве случаев хабы создаются с нуля. В штате каждого хаба, согласно планам, будет до 100 человек — они будут делать контент для купленного у зарубежных станций радиоэфира, внутреннюю новостную ленту, а также выпускать сайт на двух языках. Работать в «Спутнике» будут местные журналисты, а также бывшие сотрудники РИА и «Голоса России». За ключевые вопросы — создание хабов и разработку структуры — отвечает команда с RT.
Название «Спутник» было выбрано из-за тех положительных ассоциаций, которые оно вызывает у западной аудитории (хотя в некоторых странах служба будет носить другие названия из-за культурных и языковых особенностей). К тому же, у него нет шлейфа советской пропаганды, как у «Голоса России», объясняет Симоньян.
Концепцию «Спутника» Симоньян и Киселев ни с кем не утверждали, единственное, что им пришлось согласовывать, — это отказ от мощного вещания. Если «Спутник» будет вещать в FM-диапазоне и цифровых форматах, то «Голос России» вещал за рубеж на коротких и средних волнах через передатчики РТРС, расположенные на территории России. «Это было очень дорого, а аудитория у мощного вещания такая маленькая, что ее даже посчитать нельзя было», — возмущается Симоньян. Только оплата услуг РТРС в 2012-2013 годах обошлась «Голосу России» в 770 млн рублей. Хотя государство и так сокращало объемы мощного вещания в последние годы, Симоньян говорит, что их решение встретило активное противодействие: «Мощное вещание существует с советских времен и завязано на слишком много ведомств. Нам говорили: как мы сейчас откажемся, а вдруг завтра война?»
Война, между тем, может стать вполне реальной проблемой уже для «Спутника». Один из бывших советников Миронюк в разговоре с Forbes заметил, что «Россия сегодня» сохраняет бренд РИА не только из-за его популярности у российской аудитории, но и в качестве запасного варианта. По его словам, война на востоке Украины, где Россия поддерживает ополченцев, и санкции против России со стороны ЕС и США сказываются на имидже страны: «Многие опасаются, что «Спутник» натолкнется на объективную политическую ситуацию. И если проект будет остановлен, то на что возвращаться, не на руины же?»
«Спутник» уже встретился с трудностями в нескольких странах. «Арендодатели в Британии и Берлине недвусмысленно дали понять, что не хотят иметь дело с русскими, во Франции подрядчик отказался работать с нами, испугавшись, что его уличат в пособничестве российской пропаганде», — рассказывает Симоньян. Есть и проблемы финансового характера — главные затраты проекта связаны с покупкой времени на местных радиочастотах, и из-за роста курса валют приходится экономить. «Где-то мы сможем охватить не четыре города, а только два, где-то придется вещать не круглосуточно, — говорит Симоньян. — Но у меня нет сомнений, что мы запустимся».
Елизавета Сурганова
Источник: forbes.ru