В Петербурге параллельно действует сразу две системы наблюдения за загрязнением воздуха. Результаты по опасным веществам, бывает, сильно расходятся – но в СМИ, разумеется, выдают статистику, где цифры поменьше. С этим разбросом надо что-то делать, согласны даже чиновники.
Кто контролирует воздухОдну из служб наблюдения за атмосферой поддерживает ГУП «Минерал». Его данными пользуется Комитет по природопользованию Смольного, так что ее можно назвать официальной. Любопытно, что «Минерал» выбрали не через систему закупок, а постановлением правительства. Система действует с 1998 года. В нее сегодня входит 21 измерительная станция, плюс еще одна в Ленинградской области. Кроме того, есть две передвижные измерительные установки.
«Минерал» только собирает данные. Интерпретацией их занимается Комитет по природопользованию. Он опирается при этом на методику, разработанную на основе руководящих документов Росгидромета. Директор «Минерала» Николай Филиппов заверил «Город 812», что в его организации относятся к своей работе со всей ответственностью. Но на всякий случай за качеством петербургского воздуха пристально следят в Финляндии:
– Система полностью метрологически обеспечена. Вот наш прибор стоит в Хельсинки. И прибор хельсинкской службы стоит на нашей станции. И мы ведем измерения одновременно и одновременно друг другу передаем данные. У нас нет с ними расхождений. Все существующие методики аттестованы, как и все приборы. Они прошли необходимые экспертизы.
Система «Минерала» полностью автоматизирована. В противоположность этому, Гидрометцентр (у него 9 станций) до сих пор использует ручной способ измерений. Главный синоптик Гидрометцентра Александр Колесов в разговоре с нами посетовал, что таковы требования Росгидромета:
– Наши будочки разбросаны по всему городу. Человек приходит на пост, ставит туда фильтры. Закачивает воздух. Везет это все дело в лабораторию. И там идет уже осмысление того, что же мы привезли, какие загрязнения там есть.
Порой то, что намерили «Минерал» и Гидрометцентр, не совсем совпадает, признал Колесов. Однако эти расхождения несущественны:
– У нас немножко разные параметры по разным величинам. Но загрязнение мы даем одинаковое. Нет такого, например, чтоб они сказали, что у нас чистый воздух, а мы – что он грязный. Просто если смотреть на графики, то мы находимся немножко в разных диапазонах. Мы часто приводили все данные, сравнивали коэффициенты. Но уровень и тенденция – они одинаковые.
Что скрывают власти
Семен Гордышевский возглавляет комитет по экологической, промышленной и технологической безопасности местного Союза промышленников и предпринимателей, а также некоммерческое партнерство «Экологический союз». Он крайне обеспокоен экологической ситуацией в нашем городе, тем более что власти, по его мнению, возможно, скрывают истинное положение дел.
По наблюдениям Гордышевского, данные Гидрометслужбы и автоматизированной системы наблюдений Смольного «разнятся до противоположности». Например, в перечне так называемых приоритетных загрязнителей в списке Комитета по природопользованию отсутствуют самые опасные – бензапирен и формальдегид. Хотя еще в 2011 году в комитете отмечали, что концентрация формальдегида превышена. Исходя из этого индекс загрязнения атмосферы оценивался как высокий. Эксперту неясно, куда он вдруг исчез.
Гордышевский подчеркнул, что государственные доклады о состоянии окружающей среды в Российской Федерации основываются на данных именно Гидрометслужбы. При этом на официальном «экологическом портале Санкт-Петербурга» непросто найти даже упоминание о ее системе наблюдений. «Почему вы скрываете от города данные госдоклада и вводите людей в заблуждение?» – задается вопросом эколог. В государственных докладах за 2011-й и 2012 годы Петербург входит в список городов с «очень высокой» и «высокой» степенью загрязненности воздуха.
Наконец, Семен Гордышевский отметил, что внимание обычно стараются отвлечь на борьбу с неприятными запахами – потому что это сразу становится заметно. Однако наибольшую опасность представляют вещества, которые не имеют запахов. Некоторые из них канцерогенные, они становятся причиной серьезных заболеваний.
На нашу просьбу предположить, почему разнится статистика, Гордышевский ответил так:
– Я не сторонник теории заговора. У нас все проблемы – гремучая смесь невежества и пофигизма. Люди равнодушны. Это как врач, который необразован. Да ему и не очень жалко больного.
Экологическая «двойная бухгалтерия» взволновала не одного Гордышевского. Расхождением результатов заинтересовались в Законодательном собрании Петербурга. Недавно там состоялась встреча с участием чиновников, ученых и депутатов. Как сообщили по ее итогам в Комитете по природопользованию, проблема расхождения результатов замеров воздуха «заключается в разных способах и местах отбора проб». Например, «Минерал» берет пробы частиц бензопирена диаметром менее десяти микрон (они, добавим, считаются наиболее опасными для здоровья). А их коллеги из федеральной службы анализируют более крупные частицы – пыль.
«Участники совещания пришли к выводу о необходимости провести гармонизацию данных измерения бензопирена, а также решить вопрос предоставления материалов мониторинга общественности с более подробным описанием», – заявили в Смольном.
Кто портит воздух
Если смотреть официальную статистику, превышение предельно допустимых концентраций отдельных веществ в воздухе Петербурга – не редкость. Бывает, что норма оказывается преодолена на 30 процентов и более. Впрочем, по словам директора ГУП «Минерал» Николая Филиппова, даже пятикратное превышение концентраций «неприятно, но не смертельно». А вот если нормы превышены в 10 раз, то «должна идти немедленная информация».
Обычно причиной ухудшения обстановки называют погоду, конкретнее – антициклоны. В последний раз относительно неблагоприятная ситуация в Петербурге сложилась в конце ноября этого года. Тогда из-за так называемой погодной инверсии было затруднено рассеивание выбросов в верхних слоях атмосферы.
Стоявшая несколько дней безветренная погода усугубила ситуацию. Образовались дымка и туманы, возник запах гари – как при пожарах. Особенно много сообщений петербуржцев об этом поступило из северных районов города.
Тогда в Комитете по природопользованию резюмировали: в городе сложились неблагоприятные метеоусловия, которые и привели к повышению уровня загрязнения атмосферы. Например, утром 20 ноября 2014 года концентрация оксида углерода во Фрунзенском районе была превышена на 60%.
Основные источники выбросов в Петербурге, как и в других крупных городах, – транспорт (автомобильный, но не только, заметны также следы деятельности порта) и промышленность. Время от времени возникают претензии к отдельным предприятиям, но эти проблемы можно назвать локальными.
Как сообщили нам в региональном департаменте Росприроднадзора, за последние годы аварийных ситуаций на промышленных предприятиях, которые бы оказывали серьезное негативное воздействие на атмосферный воздух, зафиксировано не было. В ведомстве подчеркнули, что в соответствии с законодательством нормируются только промышленные выбросы. Есть разные «дурнопахнущие вещества», которые не подлежат нормированию.
Петербург не самый грязный город в России. По статистике Росстата за 2012 год (более свежие данные обнаружить не удалось), Петербург занял третье место в рейтинге городов с самым грязным воздухом (по количеству выбросов). На первом месте был Норильск, а на втором – Москва.
Добавим, что в Комитете по природопользованию не смогли назвать «Городу 812» наиболее неблагоприятные для проживания районы Петербурга. Отсутствие ответа аргументировали тем, что не занимаются изучением влияния вредных веществ на здоровье человека.
Сева Оболенцев
Источник: online812.ru