Изменит ли региональный контекст российско-турецкое сближение, и как на него отреагируют в Брюсселе?

Итоги визита президента России в Турцию, похоже, еще очень долгое время будут предметом предположений и гипотез относительно возможности создания в регионе новой политической конструкции, которая включит в орбиту интересов этих государств и Азербайджан, тесно связанный с ними масштабными политическими и экономическими проектами.

Среди общих отличительных черт, которые сближают все три страны, самой, пожалуй, актуальной является наличие у них текущих проблем с США. Кстати, рядом находится Иран, обладающий по этой части богатым опытом. Он также весьма серьезно настроен на сотрудничество со своими соседями, в котором видит залог успешной реализации своих внешнеполитических амбиций.

Но является ли наличие текущих по своему характеру проблем с Соединенными Штатами достаточным основанием для формирования устойчивых геополитических конструкций в регионе? На этот вопрос вряд ли найдется односложный ответ. Камнем преткновения уже в который раз выступают Армения и нагорно-карабахский конфликт.

Ереван играет с Россией и Ираном?

Удерживая контроль над значительной частью азербайджанских земель и навязывая Азербайджану признание независимости Нагорного Карабаха, Ереван разыгрывает различного рода политические комбинации с Москвой и Тегераном, позиционируя себя как их надежного союзника и противовес возможному доминированию Турции и Азербайджана в регионе.

Однако эти схемы тормозят интеграцию России и Ирана в региональные проекты, реализуемые при активном участии не только Азербайджана и Турции, но и еще одного их партнера в регионе — Грузии. В то же время, визит президента России в Турцию может внести практические корректировки в ситуацию.

Интеграция интересов

В складывающихся условиях можно даже говорить о трансформации уровня отношений в региональной политике, где интересы России могут быть интегрированы в азербайджано-грузино-турецкие проекты.

Дело в том, что все достигнутые в Анкаре соглашения, в частности по энергетическому сотрудничеству между двумя странами, предполагают изменение не только географии поставок российского газа, но и всей газовой политики России по отношению к странам Юго-Восточной, Южной Европы и членам Евросоюза в целом.

Поскольку Турция начинает выступать в качестве основного партнера РФ в реализации не только экономической составляющей ее газовых проектов, но и их политических аспектов, это обстоятельство значительно сближает позиции двух стран, создает более перспективную базу для их сотрудничества.

А реализация планов по наращиванию темпов двустороннего товарооборота до тех пределов, которые определены лидерами стран, — с нынешних 32-35 млрд долларов США до 100 млрд — не только приведут к структурным изменениям в товарообороте, но и создадут условия для корректировки их политики по стратегическим направлениям, в том числе и по кавказскому.

Турецкий проводник для России в Грузию?

С одной стороны, такая ситуация будет способствовать интеграции интересов России в проекты, реализуемые с участием Азербайджана, Турции и Грузии, с другой — позволит переориентировать интересы двух стран на достижение конкретных, а не абстрактных политических целей.

Так, Турция в последние десятилетия активно участвует в реализации региональных экономических и политических проектов, где выступает в партнерстве с Азербайджаном и Грузией.

Прежде Россия если не демонстрировала враждебную позицию, то оставалась наблюдателем и испытывала определенные подозрения, что это трехстороннее сотрудничество может в той или иной степени нанести вред ее интересам. В нынешних условиях можно говорить о трансформации уровня отношений в региональной политике, где интересы России могут быть интегрированы в эти проекты.

Это обстоятельство может привнести новые элементы в развитие грузино-российского политического диалога, в котором Москва и Тбилиси заинтересованы, но пока не знают, как практически подойти к его реализации.

Близится к завершению строительство железной дороги Баку — Тбилиси — Карс. Не исключено, что она будет использована, в частности, для поставок российских комплектующих для АЭС в Турции.

Так, по итогам визита достигнуты соглашения о продолжении реализации целого ряда энергетических проектов на территории Турции, в Восточной Анатолии. И наиболее экономичный и эффективный способ доставки комплектующих к строящимся там объектам — это железнодорожная магистраль Баку — Тбилиси — Карс.

Карабахский аспект

Что касается Армении, мы в очередной раз становимся свидетелями того, как эти планы обходят ее стороной. Это дает армянской политической элите еще один повод задуматься о сегодняшнем положении страны и инициировать шаги по изменению статус-кво в регионе нагорно-карабахского конфликта.

Есть все основания считать, что в ходе визита был обсужден комплекс вопросов, связанных как с этим конфликтом, так и с открытием турецко-армянской границы. Однако Россия в последнем случае выступает лишь как наблюдатель и не преследует практических интересов в этой связи. Скорее всего, турецкая сторона проинформировала российскую о своем отношении к этому вопросу.

Хотя Турция и Россия имеют собственные подходы к решению карабахской проблемы, по целому ряду вопросов они совпадают — в частности, о недопустимости сохранения статус-кво. Сохранение карабахского кризиса в замороженном состоянии не соответствует долгосрочным интересам ни Турции, ни России.

По мере реализации торгово-экономического и политического сотрудничества между Москвой и Анкарой вопрос об изменении статус-кво в карабахском конфликте встанет более остро, и стороны будут вынуждены активизировать усилия по изменению ситуации.

Активизировавшийся ЕС

Но, похоже, ровное развитие турецко-российского диалога настораживает не только некоторых соседей по региону. Неслучайно европейские дипломаты решили посетить Турцию 8-9 декабря, чтобы, как подчеркивается в коммюнике Еврокомиссии, «продемонстрировать важность отношений Анкары и Брюсселя».

Также ЕС намерен активизировать помощь Турции по приему беженцев из Сирии. Предполагается, что в ходе визита в Анкару главы дипломатии Евросоюза Федерика Могерини комиссар ЕС по европейской политике и добрососедства Йоханнес Хан и еврокомиссар по гуманитарной помощи и управлению кризисами Христос Стилианидис попытаются убедить власти Турции присоединиться к антироссийским санкциям.

В то же время европейским переговорщикам вряд ли стоит надеяться на успех своей миссии. Турция проводит независимую от ЕС политику и самостоятельно решает, с кем и какие соглашения ей следует подписывать. В Евросоюз она не входит, к экономическим санкциям против РФ не присоединилась. Руки у нее полностью развязаны, и любое давление со стороны ЕС можно расценивать и как вмешательство в независимую турецкую политику.

Выдвигаются гипотезы, что в обмен на присоединение к санкциям против России Турции могут гарантировать членство в ЕС. Но девальвированная цена вопроса в обмен на реальные политические дивиденды Анкару, скорее всего, не устроит. Думается, торг здесь вряд ли будет уместен

Ильгар Велизаде

Источник: kavpolit.com


Читайте также:

Добавить комментарий