19 декабря 2009 года правительством Сербии было принято стратегически важное решение о подаче заявки на вступление в Европейский Союз. А уже 1 марта 2012 Республика Сербия получила официальный статус кандидата на вступление в ЕС.
Казалось бы, для страны все складывается замечательно, если бы не одно большое «но». С одной стороны, Сербия хочет быть процветающей, развитой европейской страной, а с другой делает странные реверсные ходы в сторону России.
Европейские устремления Сербии вступают в конфликт с авторитарным стилем руководства ее премьер-министра Александра Вучича. Сербия задекларировала вступление в Европейский Союз, как свою главную стратегическую цель. В тоже время, она не хочет присоединяться к санкциям против России — своего традиционного союзника, и активно поддерживала строительство «Южного потока». Между тем, президент РФ в ходе своего недавнего визита в Турцию заявил, что Россия вынуждена отказаться от строительства «Южного потока», даже не смотря на то, что в проект уже вложено 5 млрд. долл. США. По расчетам Путина его заявление должно было стать холодным душем для Европы.
Сербия возлагала огромные надежды на этот проект, и сейчас ей очень сложно смирится с утратой перспективы стать ключевым игроком на рынке транзита энергоносителей. Видимо поэтому министр энергетики Сербии Александр Антич продолжает заявлять о том, что лично он не получал от российской стороны никаких уведомлений об изменениях относительно планов строительства «Южного потока», и поэтому Сербия не планирует прекращать работы по строительству «Южного Потока». Очевидно, министр не понимает, что Россия никогда не считала необходимым снисходить до сообщения партнёрам о принимаемых решениях — она их просто использует до тех пор когда они представляют для неё какой-либо интерес.
Итак, на переговорах в Турции была озвучена новая стратегия Кремля. Ссылаясь на санкции ЕС и на то, что политическое решение Брюсселя делает невозможным реализацию проекта, Россия заявила, что теперь делает ставку на Турцию и будет увеличивать мощность уже существующего подводного газопровода «Голубой поток». Как видим, переговоры в Анкаре показали, всем странам, рассчитывавшим получить определенные преференции от реализации проекта «Южный Поток», что Россия не рассматривает эти государства, как полноправных партнеров, а руководствуется только лишь личными интересами. Как правило, у РФ есть лишь ситуативные партнеры, которых она за ненадобностью оставляет разбираться со своими проблемами самостоятельно. Если бы Россия руководствовалась принципом взаимного уважения партнёров, тогда возможно, прежде чем принимать такие стратегически важные решения она бы консультировалась со своими политическими и экономическими союзниками, или хотя бы заранее ставила их в известность о решениях, которые собирается озвучить. Сделать это стоило хотя бы для того, чтобы не дискредитировать перед мировым сообществом задекларированную ею верность и дружбу по отношению к Сербии, Австрии и Болгарии, ну и конечно — не ставить своих партнеров в глупое положение.
Неожиданный для Сербии отказ России от «Южного потока» еще одно свидетельство того, что Россия абсолютно ненадежный партнер, с которым не стоит иметь дело, как в сфере политических, так и экономических отношений. Тем, кто питает какие-то иллюзии по этому поводу, можно напомнить высказывание первого канцлера Германии Отто фон Бисмарка: «Договор с Россией, не стоит бумаги, на которой написан
Alan2014
Источник: alan2014.yvision.kz