Председатель думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин предложил поправить правительственный законопроект о выдаче виз иностранным туристам: их предлагается выдавать только «с учетом национальных интересов России и состояния межгосударственных отношений России». Предложение вызвало критику думского правового управления.
Конституционный комитет Госдумы в понедельник рассмотрел поправки к правительственному законопроекту, призванному упростить процедуру оформления виз для иностранцев. Документ, внесенный в марте 2014 года, предлагал увеличивать срок действия деловых, гуманитарных, частных и туристических виз по принципу взаимности. Это «даст возможность путем обмена нотами вводить существенные визовые послабления в отношении граждан тех государств, которые готовы ввести аналогичные визовые льготы в отношении граждан России», отмечалось в пояснительной записке к проекту.
Ко второму чтению этого проекта глава профильного комитета Думы Владимир Плигин предложил поправку, увязывающую выдачу виз «с учетом национальных интересов России и состояния межгосударственных отношений России с соответствующим иностранным государством».
Это предложение вызвало вопросы у присутствующего на заседании представителя МИДа Алексея Климова, который сказал, что формулировка «не совсем понятна». Его прервал Плигин, предложив перенести рассмотрение поправок и провести дополнительные консультации. Норма об учете национальных интересов вызвала нарекания и у правового управления Госдумы, указавшего в своем заключении на ее неопределенность и, соответственно, на ее возможное произвольное толкование.
Россия и так может не выдавать визы тем, кто представляет угрозу национальной безопасности, указывает почетный президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества Анатолий Адамишин. Он считает предложение депутатов избыточным с практической точки зрения и противоречащим недавнему заявлению Владимира Путина о том, что Россия не будет самоизолироваться от других стран, добавляет он. О том, что Россия сама «никогда не пойдет по пути самоизоляции», заявил президент в послании Федеральному собранию 4 декабря.
На страже интересов
Россия таким образом обозначает свою позицию, объяснил РБК после заседания Плигин необходимость этой поправки. Система национальных интересов является комплексной системой, которая закреплена в таких документах, как Конституция, военная доктрина, доктрина национальной безопасности, пояснил он. «Это не означает, что мы будем закрывать въезд», – добавил председатель комитета.
В Стратегии национальной безопасности до 2020 года, утвержденной указом президента в 2009 году, национальные интересы России определены как «совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства». Партнер компании «Гурьянов, Диденко и партнеры» Алексей Диденко считает, что в вопросах допуска иностранцев на территорию России за соблюдением национальных интересов и так уже следят ряд органов и ФСБ, которая избирательно ограничивает въезд нежелательных к пребыванию на территории России иностранных граждан, так что этот вопрос не требует дополнительной законодательной регламентации.
В то же время Россия может сослаться на пример США, в которых президент может принять решение о введении персонального запрета на въезд по закону «О национальной безопасности», в котором термин «национальная безопасность» не определен, указывает партнер адвокатского бюро ЕМПП Валентин Петров.
В конце ноября в Госдуму был внесен законопроект, дающий право запретить въезд в страну иностранцам, чьи действия Госдума или Совет Федерации признали угрожающими национальным интересам России или ущемившими «общепризнанные в России национальные, исторические, духовные, культурные или иные социальные ценности». Проект был внесен депутатом Госдумы Ризваном Курбановым («Единая Россия») и сенатором Людмилой Боковой. Изменения также предлагается внести в закон о въезде и выезде из России.
Мария Макутина, Степан Опалев
Источник: og.ru