Эксперты считают, что таким образом на поддержку материнства появятся лишние 6 млрд рублей.

Деньги от абортов, которые оплачивает ОМС, хотят отдать на материнский капитал, такое предложение обсуждается сейчас в комитете Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. Законопроект — о прекращении финансирования абортов из средств ОМС — уже подготовлен и будет внесен на рассмотрение Думы. В конце октября эксперты Общественной палаты поддержали эти предложения.

— На вопрос, где взять деньги на материнский капитал, мы отвечаем: из средств на проведение абортов, — говорит эксперт Госдумы Ольга Пономарева, принимавшая активное участие в разработке законопроекта. — Почему женщина, лишающая жизни ребенка в утробе, оплачивает свою прихоть из средств российских налогоплательщиков, а многодетная мать, рожающая государству будущих чемпионов и полководцев, должна сама искать средства на воспитание детей?

Пономарева считает, что правительство обязано следить за грамотным расходованием средств бюджета на аборты. По ее данным, сейчас на них расходы ОМС составляют порядка 6 млрд рублей в год.

— Это оплата койко-места для женщины в клинике в период 1–2 дней при проведении аборта, медикаменты, оплата работы персонала медицинского учреждения, предоставление оплаты дней нетрудоспособности по болезни, — объясняет она. — Почему правительство не размышляет на тему, что прерывание беременности не является болезнью вообще? Ведь действительно, нахождение ребенка в утробе матери — естественное состояние женщины и не попадает под категорию патологии. А значит, и нет необходимости в лечении. Соответственно — при чем тут тогда оплата из фонда ОМС?

Оплата абортов из средств налогоплательщиков и соответственно из системы обязательного медицинского страхования невозможна на данном этапе развития России, когда в стране дефицит бюджета и активно ищут деньги на программу «материнского капитала», следует из текста законопроекта, подготовленного профильным комитетом Госдумы. При этом подчеркивается, что женщина не лишается права на аборт за счет собственных средств, и предлагается законодательно ограничить возможность финансирования абортов, закрепив необходимое условие его допустимости лишь в случае их производства исключительно по медицинским показаниями и при условии наличия неотвратимой угрозы жизни женщины.

Участники собора, который пройдет 13 ноября в храме Христа Спасителя и куда приглашены представители различных министерств и ведомств, предлагают пойти еще дальше и установить уголовную ответственность для всех, кто причастен к аборту, — самой женщины, ее партнера, который уговорил его сделать, и собственно самих врачей на срок до 1 года.

— Мы подготовили свои поправки в законопроект и предлагаем реальный срок наказания от 3 месяцев до 1 года всем участникам процесса, для этого разработаны новые статьи в Уголовный кодекс, — рассказывает член оргкомитета собора Павел Шапкин. — Кроме того, мы считаем, что надо запретить продажу и оборот средств абортивной контрацепции — спирали, таблетки, которые пьют на ранних сроках, чтобы вызвать отторжение плода и т.п. За производство и оборот абортивной продукции тоже должна быть уголовная ответственность — штраф или исправительные работы на срок до 1 года. Надо оставить лишь барьерную контрацепцию — противозачаточные таблетки и презервативы.

По словам Шапкина, из всех медицинских показаний для аборта остается только непосредственная угроза жизни матери.

— То есть не являются основанием для освобождения от уголовной ответственности за аборт ни социальные проблемы, ни несовершеннолетие будущих родителей, ни незначительные проблемы со здоровьем, ни даже насилие, — объясняет он. — Также мы считаем, что нужно запретить использование биоматериала, полученного с прерыванием или нарушением процесса развития плода человека, для разработки и производства лекарственных средств.

Людмила Альперн из Центра содействия реформы уголовного правосудия говорит, что Россия и так среди лидеров по числу женщин, отбывающих наказание в местах принуждения. А с введением уголовной ответственности за аборт станет в разы хуже.

— Если еще и за аборт станут сажать, то придется строить новые колонии, потому что в нынешних размещать женщин будет негде, сейчас их за решеткой около 50 тыс., — говорит Альперн. — В сталинское время уже действовали запреты на аборты. Эти меры привели к огромному росту криминальных абортов и смертей среди женщин. Запретив снова аборты, а тем более вводя за них уголовную ответственность, государству нужно быть готовым к гигантскому увеличению числа сирот и росту покалеченных женщин в репродуктивном возрасте.

Сейчас российское законодательство в отношении абортов — одно из самых либеральных в мире. По официальной статистике Минздрава, в прошлом году было сделано 899 тыс. абортов, на которые из бюджета ушло порядка 10 млрд рублей, такие цифры приводил директор Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН Владимир Серов. Три года назад был принят закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», который ввел определенное ужесточение в отношении абортов. Появились так называемые дни и недели тишины: аборт нельзя сделать сразу, обратившись в медицинское учреждение, женщине дается время на принятие  взвешенного и обдуманного решения. В консультациях появились специальные социально-психологические службы, работающие с женщинами, которые приняли решение сделать аборт.

По статистике по медицинским показаниям проводится лишь 10% от всех абортов. Платные аборты в частных клиниках (стоимость 4–10 тыс. рублей) делают около 7% женщин.

Похожий законопроект о запрете абортов уже вносился в Госдуму осенью прошлого года. В нем указывалось, что верующие да и сами страховщики «не по своей воле становятся соучастниками производства искусственных абортов, что в огромной степени оскорбляет чувства значительной части верующих людей, вынужденных участвовать в кощунстве». Тогда он получил отрицательный отзыв правительства.

Как следует из официального ответа зампредседателя правительства Сергея Приходько (есть у «Известий»), «предполагаемое ограничение бесплатного оказания медицинской помощи по искусственному прерыванию беременности может привести к крайне негативным последствиям — росту числа абортов, производимых вне медицинских организаций, что угрожает жизни и здоровью женщин, а также увеличению количества детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся на социальном обеспечении государства». Минздрав инициативу тоже не поддержал, посчитав отмену аборта по ОМС антиконституционной нормой, нарушающей право женщины на получение медицинской помощи. После этого законопроект был отправлен на доработку и теперь получил «второе дыхание».

Впрочем, потребуются изменения и в другие законодательные акты. Предлагается внести поправки и в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», дополнив его формулировкой, что здоровье подлежит «особой охране как до, так и после рождения», а зачатием ребенка считать «момент оплодотворения мужской половой клеткой женской половой клетки и возникновение нового человеческого существа».

— Ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения — это указано в Конвенции прав ребенка ООН, которую наша страна ратифицировала еще в 1990 году, — говорит Ольга Пономарева. — Мы всего лишь вводим эту норму в наше законодательство, чтобы не было грубого нарушения прав ребенка на жизнь до его рождения.

Елизавета Маетная

Источник: izvestia.ru


Читайте также:

Добавить комментарий