Общественная организация «СМС» (в прошлом «Союз молодых семей») сейчас озабочена тем, чтобы улицы Екатеринбурга получили имена достойных людей. Несколько центральных улиц города носят имена большевиков-революционеров, главный проспект – Ленина, а название улицы, которую предлагают переименовать в честь Владимира Путина, отсылает к истории профсоюзного движения в США. Это не первая попытка ревизии екатеринбургской топонимики, но до сих пор на карте столицы Урала имя президента появлялось только после его смерти.

Организация под названием «СМС» существует не дольше четырех лет. Раньше «СМС» расшифровывалось как «Союз молодых семей», которые были озабочены проблемой жилья для молодежи. С февраля 2014 года, если судить по странице сообщества в «Фейсбуке», «СМС» обратили внимание уже не на квартиры и даже не на дома, а на целые улицы. Продвигали идею вернуть историческое имя Тихвинская одной из центральных улиц Екатеринбурга, которая по сей день носит имя Павла Хохрякова, большевистского карателя, известного как конвоир семьи императора Николая Второго на этапе в Екатеринбург. Когда эта инициатива не получила поддержки, организация под названием «СМС» от идеи топонимических реформ не отказалась. Руководство «СМС» заставило чиновников мэрии задуматься над серьезным политическим и этическим вопросом – стоит ли переименовывать улицу, сегодня носящую имена американских анархистов Сакко и Ванцетти, в честь действующего президента Владимира Путина? Все вспоминают, что именем Путина ведь уже назван один проспект – в Грозном.

Лидер организации «СМС» Евгений Рякин говорит, что теперь они свое название трактуют как послание, призыв к дискуссии. До тех пор, пока не было произнесено имя Путина, их СМС ни до кого не доходило, признается Евгений Рякин, а теперь о них говорят все. Одна из целей достигнута:

– Почему в честь Путина? Потому что мы рассчитывали на большой резонанс, что, собственно, и произошло. Мы уже не первый раз с подобной инициативой выходим об изменении названия определенных улиц города. Но нас, скажем так, не слышали. Мы подавали заявления в мэрию, мы рассказывали общественности, мы даже подписи собирали. 12 тысяч екатеринбуржцев проголосовали за переименование улицы Хохрякова в Тихвинскую – это ее первоначальное название. Наша инициатива направлена на то, чтобы обратить внимание вообще на эту проблему. Когда мы заговорили о переименовании именно в улицу Путина, нас услышали многие, и это хорошо.

Аргументация инициативной группы, по словам Евгения Рякина, сводится к тому, что нынешний российский президент «поднял страну», навел порядок, и то, что американские профсоюзные деятели итальянского происхождения Никола Сакко и Бартоломео Ванцетти не имеют к Екатеринбургу никакого отношения. Вернуть улице с двумя итальянскими фамилиями последнее из многих дореволюционных имен – Усольцевская – такой вариант не рассматривается. Горный чиновник Усольцев просто был владельцем особняка на этой улице, имя ей дали по дому-ориентиру. А теперь следует давать улицам имена достойных людей, объясняет Евгений Рякин:

– Очень много улиц нашего города названо в честь людей, скажем так, недостойных. Это каратели, это убийцы, грабители, террористы, это люди, чьи руки – по локоть в крови. Тот же самый Хохряков – руководитель карательного отряда, он брал людей в заложники, расстреливал, связывал и топил, он конвоировал семью царя в Екатеринбург, после чего их здесь расстреляли. Вот все, что о нем известно, то есть ничего хорошего, позитивного он городу не дал. Мы говорим, что именно недостойных людей нужно стирать из памяти, чтобы они не были символами города. Тот же Павел Бажов – тоже бывший чекист. Но мы о нем в этом смысле не говорим, потому что понимаем, его «сказы» – это прославление Урала, города Екатеринбурга. Его именем допустимо назвать улицу, хоть он тоже революционер, но сделал для города и хорошее. С улицей Ленина сложнее. Ленин – это символ для людей, которым сейчас больше 40 лет. Они были пионерами, комсомольцами, для них с именем Ленина связан целый пласт жизни. Поэтому мы не ведем речь о том, чтобы переименовать проспект Ленина. А что такое для екатеринбуржцев те же Сакко и Ванцетти? Никто не знает, мы проводили опрос в соцсетях. Живут люди на улице и не знают, в честь кого она названа.

За идеей переименовать улицу Сакко и Ванцетти в улицу Путина, по словам Евгения Рякина, стоят еще несколько общественных организаций, которые не хотят афишировать свои имена. Может быть, дело не в неизвестно откуда взявшейся организации под названием «СМС», а в том, что с использованием имени Путина ведется какая-то игра в региональной политике? Такая игра не была бы успешной, дал понять екатеринбургский политический журналист, ведущий ток-шоу в эфире телекомпании «Четвертый канал» (ее офис, кстати, на улице Хохрякова) Евгений Енин. Ведь результаты телефонного голосования в эфире «Новостей» телеканала и на «Эхо Москвы – Екатеринбург» свидетельствуют, что большинство горожан не в восторге от предложения назвать улицу именем Путина:

– О том, что к 300-летию Екатеринбурга надо бы переименовать улицы, заявила мэрия. И по моим ощущениям, за этой организацией не стоит никто. Зачем? Мэрия сама выходит с предложениями переименования. Например, она собиралась недавно переименовать улицу Технологическую в «улицу академика Алексеева», это один из авторов Конституции. Но жильцы этой улицы в количестве 400 с чем-то человек проголосовали против, и только несколько человек проголосовали за. Но в принципе, желающих дать новые названия много. Например, Екатеринбургская епархия Православной церкви хочет переименовывать некоторые улицы, и я могу ее понять. Храм-на-Крови формально стоит не на улице Свердлова (адрес у него другой), но фактически обращен на улицу Свердлова, что создает некий диссонанс, потому что Яков Свердлов отдавал приказ о расстреле того самого человека, в честь которого построен этот храм.

— Тот же Евгений Рякин говорит, — напоминает журналист, — что все-таки задача их организации – привлечь внимание к необходимости переименования улиц, и говорит достаточно прямо, что они и не надеются, что будет улица Путина. Но в Екатеринбурге любят эти темы. Голосование было и на «Эхе Москвы», и у нас на «Четвертом канале» в «Новостях». Большинство – в одном случае 80 процентов, в другом случае 75 – высказались, что не надо именем Путина какую-либо улицу называть и что не надо переименовывать улицу Сакко и Ванцетти в улицу Путина. Екатеринбуржцы чрезвычайно консервативны в каких-то вещах.

По словам Евгения Енина, этот консерватизм в немалой степени обусловлен ошибочным представлением обывателей, что переименование улиц повлечет за собой большие организационные и финансовые затраты, такие как, например, замена документов. По его мнению, если бы даже в Екатеринбурге появилась улица Путина, жителям города в большинстве было бы все равно. Живут же екатеринбуржцы на улицах Хохрякова, Сакко и Ванцетти, а подальше от центра на Кондукторской и Смазчиков.

С недавних пор в городе появилась улица Бориса Ельцина, там же памятник первому президенту России, который как-то облили краской вандалы, и теперь он постоянно находится под охраной полиции. Автор идеи улицы Путина в Екатеринбурге Евгений Рякин говорит, что, мол, это показывает, насколько нужна Екатеринбургу улица Ельцина. Евгений Рякин из тех, кто противопоставляет нынешнего президента первому российскому:

– Одна из причин, почему мы выбрали для переименования улицы имя Путина, – глубокое уважение к нему. Я помню 90-е годы, очереди, стыд за свою страну, проигрыш в чеченской войне и пьяного президента.

Улица Ельцина находится совсем рядом с той, которую он предлагает назвать именем Путина. Помимо упомянутого памятника, на ней расположены здание правительства Свердловской области, новый престижный отель. Раньше улица Ельцина называлась 9 Января, иными словами – «Кровавого воскресенья».

Евгения Назарец, Денис Порубов

Источник: svoboda.org


Читайте также:

Добавить комментарий