Глава министерства финансов Антон Силуанов сделал подсказку «друзьям России» по поводу того, что конкретно должно произойти, чтобы экономика России с головой окунулась в рецессию. По словам главного финансиста Российской Федерации рецессии, не удастся избежать в том случае, если цена на нефть рухнет до 60 долларов за баррель. Информационное агентство ТАСС цитирует Антона Силуанова:

Если цены на нефть снизятся до $60 за баррель, то рост будет отрицательным.

Сама фраза «отрицательный рост» выглядит вполне в чиновничьем духе. Нечто из отчёта регионального бюрократа: «отрицательный рост зарплат и пенсий» — в надежде на то, что на термин «отрицательный» руководители и граждане особого внимания не обратят, а в подкорке отложится исключительно благостное слово «рост».

Видимо, и Антон Силуанов пытался сделать так, чтобы его посыл носил определённый оттенок загадочности, но, надо полагать, что «друзья России» уже сделали определённые выводы из министерской фразы:
60 долларов за баррель, — говорите, — значит, будем пытаться доводить до 60-ти…

На самом деле отечественной экономике, которая, хочется верить, управляется не только уверенными в своих силах профессионалами, но и людьми, которым небезразличны судьбы рядовых россиян, до «отрицательного роста» осталось не так много, как кому-то могло бы показаться. Если учитывать, что прогноз роста экономики России, озвученный Центральным Банком, в 2014 году составит около 0,3% (при ранее прогнозируемых 2%), то «зазор» действительно мал. Министерство экономического развития даёт более «оптимистический» прогноз, заявляя о росте в 0,5% по итогам года, но и это, конечно же, не тот показатель, который позволить российской экономике безболезненно переживать существенное падение нефтяных котировок.

Итак, кое-кто кое-где кое от кого узнал, что необходимо делать, чтобы заставить российскую экономику войти в пике (крутое или не очень – это уж как воспользоваться информацией Минфина). В этой связи возникает вопрос: а готово ли правительство Российской Федерации задействовать инструменты, которые не позволят обрушивать экономику даже в том случае, если нефть упадёт до $60 и ниже? Точнее так: а есть ли вообще у экономического блока правительства такой инструмент?

Судя по заявлениям министра финансов, такого инструмента нет. Пока всё, что делал, например, Центральный Банк России – это опускал курс рубля по отношению к доллару, чтобы сохранить рублёвый эквивалент цены на нефть – так сказать, для внутреннего пользования. Но бесконечно эксплуатировать эту достаточно сомнительную методику невозможно, а потому, казалось бы, необходимо включать «внутренние резервы». Но опять-таки все внутренние резервы у нас ассоциируются почему-то не столько с повышением эффективности работы экономического блока различных ветвей отечественной власти, сколько с накоплениями в фонде Национального благосостояния.

Но если обращать внимание на то, что курс валюты корректировался по большей части для удержания рублёвого уровня цен на нефть, чтобы «не уронить» внутренний спрос, то почему бы и в других направлениях не задействовать рычаги именно внутреннего спроса? Простите за банальный пример, который приводится часто, но он достаточно иллюстративен: в верхах регулярно идёт обсуждение того, как диверсифицировать поставки нефти и газа, отойдя от тотальной зависимости от покупателей из Евросоюза. Это при учёте того, что диверсификация, по сути, лежит на поверхности. И это далеко не только договорённости с Китаем. Миллионы российских домовладений до сих пор не газифицированы, хотя люди, живущие в них, буквально мечтают о газификации, дабы «диверсифицироваться» от дров и угля… Грядущее строительство двух веток газопровода в Китай по восточному и западному маршруту – это, конечно, замечательно, но что же является главной причиной того, что «Газпром» так слабо реагирует на внутренний спрос? Иногда складывается впечатление, что газификация целого ряда западных и центральных областей России была проведена только потому, что через эти регионы шли ветки в Европу: ну, ладно – давай и «этих» газифицируем мимоходом…

И так ведь у нас не только в нефтегазовом секторе. В кризисные времена в России принимаются решения о поддержке банков вместо того, чтобы поддерживать население. Банки, видите ли, обеспокоены своей капитализацией, так как их дорогой друг Барак лишил «длинных денег», и потому они хотят финансов от ЦБ, а то и из ФНБ. И банкам, в принципе идут навстречу, спонсируя повышение кредитных ставок до астрономического уровня на средства российских налогоплательщиков.

Возникает странная ситуация: чтобы оставить на нынешнем уровне или поднять доходы в бюджет, деньги из бюджета даются банкам, которые в формате рекламы загадили эфиры всех крупных телеканалов с призывами к гражданам брать кредиты и «поддерживать российского производителя». Причём процент такой «поддержки» таков, будто бы у нас официальная инфляция не 7,7, а все 25 процентов. В итоге то, что человек может купить, к примеру, за 5000 рублей, его призывают приобретать за 15 тысяч с процентной ставкой 11% годовых с тремя звёздочками, под которыми скрываются ещё процентов 25 минимум.

Не получается ли в этом случае повторение ситуации в США, которая спровоцировала волну кризиса в 2008 году. Тогда закредитованные выше крыши американские граждане потеряли возможность погашать долги, а страховщики – возможность возмещать банкам убытки. Пока всё идёт именно по такой схеме.

Кому выгодна эта схема? – вот главный вопрос. Ведь если бы она никому выгодной не была, то её бы никто и не силился реализовать. Ан нет – реализуют всеми силами, и это вместо упора на реальное системное развитие собственного производства и отказ от системы «менеджер-юрист-юрист -менеджер» как определяющей сущность нынешней экономики.

Алексей Володин

Источник: topwar.ru


Читайте также:

Добавить комментарий